Авторы

Все книги автора Брюс Стерлинг - Книжный клуб Фантастика

Брюс Стерлинг

Страна: США

Дата рождения: 14.04.1954

Полное имя — Майкл Брюс Стерлинг (Michael Bruce Sterling). Родился в 1954 г. и свой первый роман «Involution Ocean» опубликовал в 1977-м. Но настоящий прорыв случился в начале 80-х, когда он проявил себя не только как писатель, но и как критик и полемист. В 1980 г. вышел в свет великолепный роман «The Artificial Kid», полный лингвистической энергии. В нём описана цивилизация, которая выделяет специальные «свободные» зоны на планете, где разрешена любая противозаконная деятельность, и где индустрия развлечений основана на продаже записей уличных боёв, заснятых автоматическими камерами. В каком-то смысле этот роман стал предтечей киберпанка, одной из разновидностей научной фантастики, которой Стерлинг отдал всю свою молодую энергию, с большим успехом пропагандируя и защищая её.

Молодой Стерлинг был основателем и участником писательского семинара в Техасе, в результате которого несколько его участников образовали ядро нового движения. В фэнзине «Cheap Truth» («Дeшёвая правда») Стерлинг под псевдонимом Vincent Omniaveritas критиковал любого, кто не был согласен с тем, что эта новая, забойная НФ дана нам свыше. По его мнению, требовалось срочно пeретряхнуть весь жанр фантастики, и он вызвался стать тем, кто сделает это.

По-настоящему киберпанк проявил себя в романе Уильяма Гибсона Neuromancer (1984). Однако спустя два года первая волна энергии иссякла, и «Cheap Truth» закрылся. (Это не совсем так, в настоящее время фэнзин, переименованный в «Астральное Авеню» издаёт Пол Ди Филиппо / Paul Di Filippo) В то время Стерлинг редактировал антологию «Mirrorshades», которая до сих пор считается лучшим источником для любого, кто желает познакомиться с литературной стороной движения.

Брюс СтерлингНекоторые из тех, кто начинал в то время, до сих пор пишут в том же стиле. К Стерлингу это не относится. Более того, нельзя не согласиться с Гибсоном, который утверждает, что Стерлинг живёт в постоянном страхе самоповтора. Многие из проблем, с которыми имел дело киберпанк в самом начале, по-прежнему заботят Стерлинга, но он пишет о них, используя гораздо большее разнообразие форм вместо стандартной модели киберпанка.

В качестве примера можно взять его интерес к информационным технологиям и биотехнике. Ещё в 1982 г. он начал серию рассказов, своего рода историю будущего, в которых человечество вышло в космическое пространство и повстречало технически более развитую цивилизацию. Одна из главных идей циккла Shaper/Mechanist — это выбор меж двух путей развития — био- или технологический. Суть в том, что когда человек покоряет вселенную, ошибочно полагать, будто он как биологический вид останется неизменным. Эти великолепные и непохожие друг на друга рассказы были дополнены в 1985 г. романом «Schismatrix».

Действие «Islands in the Net» происходит уже на Земле, в недалёком будущем. Проблемы века информации, раннее видение глобальной информационной сети и судьбы стран, которые окажутся вне этой сети. Предполагается, что такие «Острова в Сети» должны оказывать значительное влияние на мировую политику.

Потребность Стерлинга в разнообразии в очередной раз проявила себя, когда он в соавторстве с Уильямом Гибсоном написал «The Difference Engine» (1990). Это один из наиболее тщательно проработанных примеров произведения в стиле стимпанк. Действие происходит в Лондоне, в эпоху королевы Виктории, но в параллельном мире, где попытки Бэббиджа создать работоспособный Брюс Стерлингкомпьютер увенчались успехом. Таким образом, информационная революция произошла раньше промышленной. Как следствие, Лондон заполонили паровые компьютеры (и даже система обработки текстов, работающая на угле), номера карточек социального страхования, и многое другое, что у нас, как правило, ассоциируется с веком нынешним. В результате имеем увлекательный роман, который к тому же позволяет взглянуть на множество повседневных вещей с необычной точки зрения.

Интерес Стерлинга к информационным технологиям привел его на несколько лет в журналистику, и на свет появился публицистический труд «The Hacker Crackdown» (1992), повествующий о том, как американские власти борются с компьютерными хулиганами. Затем он возвращается к фантастике и пишет «Heavy Weather» (1995), снова создав нечто непохожее на всё предыдущее. На этот раз речь идёт о группе людей, охотящихся за самым крупным ураганом. Научное любопытство и охотничий инстинкт управляют главными героями и представлены как две стороны одной монеты.

В настоящее время Стерлинг уже не пишет манифесты. Он пишет романы, в которых животрепещущие проблемы нашего времени показаны с новых позиций и в необычной перспективе.

Награды и премии:

        Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1989 // Лучший НФ-роман
—> Islands in the Net (1988)
        Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1990 // Рассказ
—> Дори Бэнгс / Dori Bangs (1989)
        Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1997 // Роман
—> Священный огонь / Holy Fire (1996)
        Хьюго / Hugo Award, 1997 // Короткая повесть
—> Велосипедный мастер / Bicycle Repairman (1996)
        Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1997 // Короткая повесть
—> Велосипедный мастер / Bicycle Repairman (1996)
        Странник, 1997 // Малые "Странники". как один из основателей литературного направления «киберпанк»
        Хьюго / Hugo Award, 1999 // Короткая повесть
—> Такламакан / Taklamakan (1998)
        Локус / Locus Award, 1999 // Короткая повесть
—> Такламакан / Taklamakan (1998)
        Локус / Locus Award, 1999 // Рассказ
—> Манеки-неко / Maneki Neko (1997)
        Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2000 // Роман
—> Распад / Distraction (1998)
        Локус / Locus Award, 2003 // Публицистика
—> Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке? / Tomorrow Now: Envisioning the Next Fifty Years (2002)